Барвики

Книги для диалога

Рецензии на детские: книги | фильмы

Нопола Т. Линдман М. Сири и ее новые друзья. / пер. с фин. Анны Сидоровой. – М.: Открытый мир, 2007.
Нопола Т. Линдман М. Сири и Радость с третьего этажа. / пер. с фин. Анны Сидоровой. – М.: Открытый мир, 2007.

Нопола Т. Линдман М. Сири и ее новые друзьяА скажите, дорогие коллеги-родители, какие книжки вы предпочитаете читать вместе с детьми? Хотя нет, не говорите, давайте-ка я сама угадаю. Конечно, вы читаете с ними классику: стихи и сказки, Чуковского и Перро. Читаете развивающие книги и, наверное, даже детские энциклопедии. Наверняка читаете книги о животных, об их повадках. Да?

А о повадках родителей? О наших с вами? О наших вечных «через час», «позже», «нет, никогда»? Ну да, неудобная тема для совместного с детьми чтения. Такая неудобная, что по-русски даже для детей такого не пишут. Я имею в виду маленьких детей, которые дошкольного возраста. Потому что когда речь идет о книгах для подростков, там как раз авторы очень даже пользуются вечной занятостью родителей своих героев, чтобы придуманные для детективного или еще какого приключенческого сюжета детки могли самостоятельно путешествовать на джипе через всю страну или хотя бы на электричке в соседнюю область. Между тем книга о том, что у родителей не всегда есть время поговорить со своим дошкольником, стала бы для каждого из нас хорошим поводом поговорить с сыном или дочерью, выслушать их и попробовать объяснить им, почему же мы не всегда готовы отвечать на их вопросы и откликаться на просьбы о братике, сестренке или хотя бы о щенке.

Зато подобные книги для младших детей пишут скандинавы. Они очень здорово умеют делать книги для диалога.

«Сири и ее новые друзья» как раз для диалога и предназначена. Конечно, ее можно читать как просто книжку: там простой такой событийный ряд: живет себе девочка. Есть у нее мама и папа, а братика или собачки нет. И вот она пытается придумать, как бы обзавестись этой самой собачкой, выходит во двор, а во дворе гуляют три мальчика, которые предлагают ей дружить. Она сначала отбрыкивается («Не хочу дружить. Я собаку хочу»), а потом, раз уж все равно собаки нет, соглашается и дружить. И оказывается, что это даже и неплохо.

« - Может, поговорим о собаке? – предлагает мама.
- Мне уже не нужна собака. У меня теперь есть браться Отто, - отвечает Сири – Отто-старший, Отто-средний и Отто-младший. Завтра я пойду к госпоже Жучкинен и господину Тучкинену, чтобы показать им моих Отто.
- Отлично, - говорит мама. – Что ж, тогда спокойной ночи!
- Спокойной ночи, - говорит Сири и засыпает».

Вот такая вроде бы непритязательная история. Но в ней есть и глубокие переживания девочки (ну и что, что повод кому-то покажется мелким, а детские беды скоротечными), есть и стремление родителей как-то взаимодействовать с ребенком, пусть и не в ту же минуту, когда ребенок просит, но все же…

Между прочим, говорят, что вот этого стремления взаимодействовать с ребенком как раз и не хватает во многих нынешних семьях. Понятно, что это не про вас говорят: было б про вас, вы б этого не читали. Но все-таки… Интересно ведь обсудить с мелким своим чадом проблему отцов и детей да еще и на примере забавной и симпатичной книжки, а?

Впрочем, не надо пугаться, будто в книгах про Сирии одни лишь укоры взрослым, спрятанные в детский сюжет. Нету никаких укоров, есть простые и добрые истории для детей трех-четырех-пяти лет. Вопрос в том, что выносим из них мы сами и наши дети.

Ксения Молдавская / mosdeti.ru


 книгиаудиокнигидиафильмыжурналыписателихудожникижанрыдетские издательства 
Главная
Текст
Иллюстрации
Статьи
English
Контакты
Библиотека
Энциклопедия
Рецензии
Аудиокниги
Мультфильмы
Поиск
текст © Д.Белышев
иллюстрации © Д.Марасинова
webdesign © newart.ru
Карикатуры датского художника Херлуфа Бидструпа. Серия: Дети