Барвики

О чем говорить с ребенком? Инструкция по выживанию для современного российского родителя

Рецензии на детские: книги | фильмы

О. Маховская. О чем говорить с ребенком?

Ольга Маховская. Издательство: АСТ, 2008

Книга написана как парафраз на психологический бестселлер Ю.Б. Гиппенрейтер "Как общаться с ребенком?", первоначальное название "О чем общаться с ребенком". Она восполняет пробел в освещении вопросов содержания общения с детьми, имея в виду, что сегодня воспитывать детей приходится в условиях быстрого социального, экономического расслоения, этнического и культурного разнообразия.

Автор - детский психолог, канд. наук, лауреат многочисленных международных премий, в том числе – за популяризацию психологии. Ольга Маховская также директор по содержанию ТВ-проекта "Улица Сезам в России", ведущая программы "Инструкция по выживанию для родителей" ("Здоровое ТВ", СТРИМ, АКАДО), старый друг и колумнист журнала "Психология на каждый день".

Познакомьтесь с содержанием и фрагментом из книги.


Содержание (для ознакомления):

Введение. Страшно посмотреть правде в глаза?

Глава 1. Сколько жизней и детств на свете?

  • Почему комиксы?
  • О том, что такое жизнь по-российски…
  • Что такое жизнь? Что мы сами знаем о жизни?
  • Технологии жизни, которые мы выбираем себе и детям
  • Влияние литературной традиции на воспитание наших детей: Горький против Толстого
  • Образ "золотого детства" в произведениях Льва Толстого
  • Аскетическое детство по Горькому
  • Так чем западное воспитание и образование отличается от нашего?
  • Почему они интересуются нашим образованием и воспитанием?

Глава 2. Кто перед Вами? Кто Ваш Ребенок?

  • Уровень развития ребенка-дошкольника
  • Несколько правил разговора с ребенком о жизни
  • Какого цвета жизнь ребенка?
  • Как любить ребенка?
  • Как научить его любить вас?

Глава 3. Как сказать ему о том, что жизнь и люди очень разные? Что нужно знать, и как объяснить ребенку различия между людьми?

1. Откуда берутся мальчики и девочки?

  • Этапы психо-сексуального развития ребенка
  • Мифы о происхождении детей
  • Кем быть лучше, мальчиком или девочкой?

2. Почему одни бедные, а другие богатые?

  • Мифы об успехе, которые мы передаем детям
  • Приемы мотивации достижения.
  • Как родить и вырастить гениального ребенка? "Материнский эффект". Плоды отеческой заботы. Роль бабушки в воспитании гения. Другие составляющие алхимии интеллектуального успеха. Миф или рецепт? Траектория развития интеллекта.
  • Как оценить и усилить потенциал социализации ребенка?
  • Дети-попрошайки: как себя вести с ними?

3. Что говорить о "черных", нищих и бездомных?

  • Сто способов поздороваться
  • Дети переселенцев – тоже иностранцы. "Я не хочу, чтобы нас называли бомжами"
  • Почему дети переселенцев хорошие друзья для наших детей?
  • Грустная история из жизни российских эмигрантов в Париже
  • Печальное сходство наших детей и детей- мигрантов
  • Приемы эмоционального донорства

Глава 4. Как сказать ему, что папа будет жить отдельно?

  • Прилично ли разводиться?
  • Какие типы семей бывают? Проблемы "американской" семьи.
  • Правила оценки ресурсов семьи. Как ребенок может поставить диагноз и спасти семью?
  • Памятка мамам, которые решили развестись.
  • Приемы укрепления уверенности ребенка в хорошем будущем

Глава 5. Как рассказать ему, о том, что жизнь опасна

  • Что нужно сообщить ему, кроме азбуки? Кого позвать на помощь, если родителей нет рядом?
  • Чужой среди своих!
  • Дети в условиях терактов: стоит ли заставлять ребенка говорить, если он в шоке?
  • Что должен знать родитель о посттравматическом стрессе у детей?
  • Как предупредить побег ребенка?
  • Как научить его говорить "нет" незнакомцу?

Глава 6. Как рассказать о том, что жизнь бесконечна?

  • Как выглядит Бог и нужно ли его бояться?
  • "Бог – это Дед Мороз" …
  • Защити нас от Лукавого… Религиозные причины детских страхов и неврозов
  • Секты – опасные сети для нас и наших детей
  • Случай из жизни. Как родители хотели спасти сына от армии в России, а потеряли в секте США
  • Памятка родителю, верующему и атеисту.
  • Куда уходят люди после смерти?
  • Типичные ошибки родителей

Глава 7. О жизни по телевизору. 20 ключевых вопросов родителей о ТВ.

  • Как научить его смотреть телевизор?
  • Чем телевидение завораживает детей?
  • Как влияют телевизионные образы на детей?
  • С какого возраста детей можно оставлять у телевизора без присмотра взрослых?
  • Как установить детскую норму на телевизор?
  • Что делать, чтобы они соблюдали установленную норму?
  • Телевизор в детской, на кухне? Где ему место?
  • Что делать, если им понравятся идиотские передачи?
  • Можно ли детям смотреть телевизор перед тем, как идти в школу или детский сад?
  • Реклама против детей?
  • Новостные программы и дети: как они влияют на детей?
  • А если по телевизору показывают любовные сцены, с сексом?
  • Не тормозит ли телевидение культурное развитие детей?
  • Не наносит ли телевидение физический вред здоровью детей?
  • Может, телевизор совсем запретить?
  • Нужно ли говорить с детьми на горячие темы – развод, терроризм, дети-инвалиды?
  • Есть ли различия в том, как смотрят ТВ-программы мальчики и девочки?
  • Какие каналы работают сегодня для детей?
  • В чем основные перекосы отечественного детского ТВ?
  • Компенсируют ли недостатки детского телевидения детские книги?

Заключение


Фрагмент из книги

Что не забыть рассказать ребенку о жизни?
Что такое жизнь? Что мы сами знаем о жизни?

Хотим мы того или нет, но каждый день, отвечая на вопросы ребенка, мы формируем образ мира, сценарии переживания, страхи, восторги, отказы и желания. Они будут влиять на решения, ощущение счастья или неудовлетворенности от жизни у детей, когда те вырастут. Когда перед нами ребенок, нам нужно понимать и помнить:
Что он знает о жизни? – Картинки, слова, истории, сказки, которыми он оперирует.
Что он говорит? – Детские интерпретации, рассуждения о том, что он видит, как он оценивает поведение своих родителей, друзей, соседей. Что он делает? – То, как эти интерпретации влияют на поведение ребенка.
Почему он поступает не так, как мы его учим?
Прежде чем учить своих детей жизни, неплохо было бы научиться осознавать свои собственные представления о жизни.
Достаточно провести экспресс-опрос среди своих знакомых, спросив: "Что такое жизнь?", как обнаружится великое разнообразие определений. Это те технологии жизни, которые мы выбираем себе и детям. О них мы сообщаем нашим детям!

Глобальные определения жизни:
"Жизнь – это большая и трудная дорога"
"Жизнь – это смена черных и белых полос"
"Божья воля"
"Большой путь"
"Борьба"
"Борьба за существование"
"Судьба"
"Мир"
"Война"
"Страдания"

Рис. Идея: Стоит пограничник возле пограничного столба, в полоску, и говорит: "Жизнь это смена черных и белых полос!" За ним видно, как работают зэки в робах, тоже в полоску.

Пессимистические, предупредительные, угрюмые определения жизни:
"Жизнь – это тяжкий крест"
"Несправедливость"
"Жизнь прожить – не поле перейти"
"Жизнь – это противостояние смерти"

Гедонистические определения жизни:
"Жизнь – это песня"
"Жизнь – это радость"
"Жизнь – это любовь, пока есть любовь, жизнь продолжается"
"Тихое озеро"
"Это повод для удовольствия"

Рис. Идея: Змей Горыныч поглаживает себя по животу: "Жизнь – это кайф! Чем больше жизней, тем больше кайфу!"

Динамические определения жизни:
"Движение"
"Зигзаг"
"Водоворот"

Созерцательно-эстетические, импрессионистские определения жизни:
"Жизнь – это красота"
"Звездное небо"
"Плод фантазии"
"Жизнь – это большой красивый букет, в котором много разных красок – желтых, красных, белых"
"Жизнь – то туннель со светом в конце"

Ценностные определения жизни:
"Семья"
"Дружба"
"Гармоничный союз"
"Любовь и служение людям"

Рис. Идея: Родители бранятся, дети в стороне. Отец: "Футбол – это моя жизнь!" Мать: "А моя жизнь – это кухня!"

Императивные, указывающие, как себя вести: "Результат собственных усилий"
"Игра случая"
"Труд"
"Знания"
"Отношения с окружением (близкими и друзьями"

Узнали себя?
Эти определения, которые мы бросаем, походя, задают общую интонацию жизни ребенка, его ожиданий и тревог. Они будут влиять на принятие самых судьбоносных решений вашего сына или дочери. Будьте внимательны!

О том, что такое жизнь по-российски...

Дети, как правило, живут в мире родительских интерпретаций, мире, о котором рассказывают им взрослые. Особенность традиционного российского воспитания состоит, в частности, в том, что в разговорах с детьми мы озвучиваем в основном негативные образы мира, неотъемлемой частью которых являются наказания. Такова сила русских народных сказок. "Не пей из колодца, козленочком станешь!" Выбор, который мы предоставляем нашим детям, ограничивается тремя вариантами ("Налево пойдешь…, направо пойдешь…, прямо пойдешь…"). В первую очередь мы указываем пути, которые сопровождаются наказанием. Так жизнь представляется детям как опасное путешествие, в котором, по крайней мере, два из трех вариантов заканчиваются плохо. Она полна страхов и опасностей. Лучше, безопасней никуда не двигаться.

Современные книги Григория Остера о вредных советах, кажется, призваны перевернуть мировоззрение детей, учат их иронии по отношению к родительским запретам, показывая, в каком смешном и даже дурацком мире мы живем: Если вас поймала мама
За любимым делом вашим,
Например, за рисованьем
В коридоре на обоях,
Объясните ей, что это
Ваш сюрприз к Восьмому марта.
Называется картина:
Милой мамочки портрет.

Но так мы впадаем в другую крайность: дезориентируем наших детей, преуменьшая проблемы и опасности, с которыми действительно им придется столкнуться. У нас в стране слишком сильна и другая, развлекательная литературная традиция, призванная позабавить, отвлечь внимание малыша от реальной жизни, окунуть его в мир прекрасных грез, имеющих мало отношения к сложной реальности. Обе крайности российского воспитания "Все позволено" и "Все запрещено" приводят к одному выводу: "Все плохо закончится". Мы или пугаем детей, или предлагаем им ни о чем не думать.

Быстро изменяющийся мир требует от нас изобретений все новых способов предупреждения и огораживания наших малышей от новых опасностей, но также умения справляться с ними. Речь идет о постоянном изменении технологий жизни, пересмотре наших собственных стереотипов и адаптации важных для нас взглядов к быстро меняющейся жизни.
Как нам жить? Как нам успеть откоментировать то, что происходит в жизни самого малыша? Дети уверены, что взрослые знают ответы на все вопросы. Они чувствуют себя уверенно, пока мы спокойно смотрим в их глаза и готовы дать ответы на любые их вопросы.

Технологии жизни, которые мы выбираем для себя и своих детей

Рис. Идея: Отец читает мораль сыну: "Жить нужно по совести, сынок!" Сын, отвлекаясь от компьютера: "Не технологично, папа!"

Наши жизненные установки в разных комбинациях складываются в технологии жизни. Этим занимается экзистенциальная психология – наука о том, как восприятие жизни определяет судьбу человека. "Посеешь высказывание, получишь характер, пожнешь судьбу". Знания, формулировки, которые мы сообщаем нашим детям, влияют на их поступки, эмоциональные реакции, рассуждения, отношения с другими людьми. Чаще мы делаем это спонтанно, часто неосознанно, "на автомате". Технология жизни может быть навязана человеку, а может быть осознанно усвоена, усовершенствованна, заменена. Человек может научиться маневрировать, пытаться вести себя наиболее эффективно, четко понимая, какую задачу он решает.

Психолог Владимир Дружинин выделял несколько технологий (вариантов) жизни.

  • "Жизнь как сон"
  • "Жизнь начинается завтра", "Жизнь как предисловие"
  • "Жизнь по правилам"
  • "Жизнь как творчество"
  • "Жизнь – трата времени"
  • "Жизнь против жизни"
  • "Жизнь как достижение целей"
  • "Экзистенциальный конструктор", "Жизнь как предмет творчества"

"Жизнь начинается завтра", "Жизнь как предисловие" – это жизнь с откладыванием на потом. Все самое интересное произойдет в ней "как-нибудь потом", "когда сложатся обстоятельства", "выпадет случай", или "мы сами дозреем" до личностных прорывов. Мы настраиваем наших детей на такую жизнь, когда говорим: "Вот вырастешь, узнаешь!" Все самое важное в жизни ждет нас в самом конце, в Судный день. Так можно гипертрофировать этот принцип. Синдром отстроченной жизни чреват тем, что взрослый человек будет избегать рисковых решений, крутых поворотов в жизни и постарается не брать на себя никаких дополнительных обязательств. При этом его не будет мучить совесть или ощущение, что он чего-то не добирает в жизни. Когда-нибудь все сложится!

Рис. Идея: Небритый папа и сын с зубной щеткой, в ванной, перед зеркалом. Папа: "Сынок, все, в понедельник начну новую жизнь!" Сын: "А я – когда вырасту!"

"Жизнь-откладывание" – это мировоззрение или фаталиста, который ждет внешних событий как сигнала к действию, или конформиста, который считает, что не нужно напрягаться, противостоять отношениям с ближайшим окружением. В конце концов, когда-нибудь выпадет шанс поступить и по-другому. Такая жизнь – жизнь осторожного человека. "Кривая выведет!", "Течение вынесет!" – говорим мы себе и нашим детям. А потом удивляемся, почему они такие инфантильные, и ни за что не хотят развиваться, активно менять свою жизнь, идти дальше.

"Жизнь по правилам" – это жизнь очень адаптивных людей, которые принимают правила жизни окружения, и начинают жить по ним, даже если это противоречит их психологии и убеждениям. Мы все учим наших детей хорошим манерам и правилам хорошего тона. Это страхует их от нелепостей во многих ситуациях, но сдерживает их любознательность и умение экспериментировать.

Рис. Идея: Ребенок ест яблоко. А рядом стоит няня-робот и повторяет правило: "Без ложки есть нельзя!"

Есть наблюдения, которые показывают, что к хорошим манерам мы в большей мере приучаем девчонок, чем мальчишек. Репутация заведомых сорванцов дарует мальчикам большую степень свободы и инакомыслия. Аккуратность, пунктуальность, старательное исполнение – нормы для девочек. Все знают, что девочки лучше учатся, чем мальчики. Хотя именно мальчики демонстрируют потом более высокие достижения. Одна из причин парадоксальная – их не трамбуют хорошими манерами.

"Жизнь как сон" – это погружение в грезы, мечты о жизни, о том, какой она могла бы быть. Когда мы говорим нашим детям: "Не думай, не расстраивайся, давай лучше посмотрим кино, мультфильм, поиграем в компьютерную игру", мы приглашаем их в мир грез и мечтаний. Обломов, Манилов с их ванильными фамилиями, как известно, вечно живые русские персонажи, которые предаются сладким мечтаниям и грезам во сне и наяву. Натуры бездеятельные, малоподвижные, услаждающие свой ум и сердце яркими живительными картинками и сладкими пряниками.

Рис. Идея: Спит большой увалень. Доктор: "Господин Обломов, вам пора вставать!" Увалень: "Да не Обломов я. Илья Муромец!"

"Жизнь как сон" – это вечное, солнечное, беззаботное детство, идеал бесконфликтного существования. Кстати, употребление наркотиков, а также разнообразные психоделические практики – техники ухода от реальной жизни, которые простительны разве что поэту или музыканту, тоже из этой оперы. Я даже не вижу большой разницы между роботизированным человеком и человеком в состоянии прострации. И тот и другой живут с выключенными мозгами.

Рис. Идея: Красная Шапочка над Волком: Зачем тебе такие большие зубы? Волк: Чтобы ловить кайф!

"Жизнь – трата времени" – это жизнь времяпрепровождение. Гедонистический подход к своей судьбе обязывает нас проживать жизнь в полную силу, "прожигать жизнь", "ловить кайф". Массовая культура развлечений подсказывает, как занять свободное время, закладывает определенные стереотипы соотношения работы и отдыха. Повинуясь давлению стандартов и моде, очень много людей в одночасье вдруг начинают заниматься теннисом, конным спортом, или гонять шары в боулинге. "Жизнь как трата времени" – это технология избегания реальных проблем, трудностей и задач. Удовлетворение и удовольствие перестают быть следствием приложенных усилий. Их можно получать напрямую – посетив аттракцион, посмотрев блокбастер, купив себе новую вещь.

Навык контроля времени очень важен для современного человека. И ребенка, безусловно, нужно учить им распоряжаться. Образ жизни занятого, востребованного человека предполагает напряженность, нехватку времени, легкий дефицит, необходимость планировать его заранее. Вокруг нехватки времени не должно существовать паники, потому что до известной степени дефицит устраняется за счет организации своей жизни, умения договариваться с другими о более эффективных способах сотрудничества, умения отказываться от дел, которые для вас или неинтересны или неважны.

Но если ребенок слышит агрессивное: "Как нам убить время?" или вялые жалобы: "Мне скучно!", он может погрузиться в беспредметную тревогу, избегать дел и событий, которые не отличаются эмоциональной яркостью. Рис. Идея. Мальчик на пеньке, вокруг ружье, пушка, шашка, дарты. Он думает: "Как убить время?" За спиной маячит Время в виде дракона с тремя головами.

"Жизнь против жизни" – это мировоззрение убийц и солдат. Радикально настроенные люди не готовы принять альтернативы в жизни. "Убить мало!", "Попробуй только сделай так, я откажусь от тебя! Я выгоню тебя на улицу, и ты будешь холодной и голодной!" Мы думаем, что, посылая проклятья своим детям, мы подвергаем их моральному наказанию. На самом деле мы психологически уничтожаем их. "Всякий, кто будет поступать против воли отца или матери, должен быть лишен нормальной человеческой жизни!" Вот, что мы говорим им на самом деле.

Рис. Идея. Бармалей привязал Буратино к дереву, в руках пила, он собирается отпилить ему нос: "Я доведу тебя до совершенства. Долой последний сучок!"

Эта модель жизни наиболее активно прививается мальчикам. Мы готовим мальчиков к войне. "Настоящий мужчина должен уметь держать оружие в руках!". "Настоящий мужчина должен построить дом, вырастить дерево и родить сына!" Оба лозунга приписываются мусульманской традиции воспитания мальчиков в духе активного освоения мира. Да, современный человек должен активно осваивать мир. Но психология солдата отрицает целый ряд других гуманитарных ценностей. Любовь, поддержка, братство начинают подчиняться мотиву власти над другими. Самые агрессивные мотивы человека, как считают психологи, наименее насыщаемы. Абстрактная, открытая установка на завоевание превратит вашего ребенка в вечного, универсального солдата, который не знает другой работы и других достижений, кроме агрессивного вторжения на чужую территорию. "Выживает сильнейший!" – закон джунглей, а не современного цивилизованного общества. Детей нужно учить обращаться, управлять своей агрессией. Они должны понимать, что агрессивный человек опасен для других. Старые сказки об агрессивных животных учат одному: зло, агрессия опасны, но им можно противостоять. Добрых, дружелюбных людей большинство. Они всегда побеждают, хотя это и бывает непросто.

Рис. Идея. Указатели "Право – Лево" и "Добро и Зло". Перед ними Дровосек и Чучело. Чучело: "Я путаю право и лево…" Дровосек: "Главное, не перепутать добро и зло!"

"Жизнь как достижение целей" – это жизнь целеустремленных людей, но с конкретными материальными целями, которые не всегда связаны с высокими идеалами.
Такие люди поражают нас тем, что умеют ставить перед собой цели и достигать их. Они уверены, что все, что происходит в их жизни, зависит только от них. "Человек сам кузнец своего счастья", "Все зависит от тебя!", "Жизнь – это спорт, выигрывает только самый сильный и настырный" – вот что говорим мы своим детям. "Ты – лучше всех, ты победишь!". Жизнь превращается в гонку, соревнование жесткую конкуренцию. Психология индивидуальных достижений, характерная для протестантской идеологии, быстро распространяется и у нас. С точки зрения психолога, хочу предупредить, что этот разумный образ жизни внешне "навороченных" людей может сопровождаться эмоциональной холодностью и выхолощенностью отношений.
Главное – не цель, а мотив. То, ради кого или ради чего свершаются подвиги. Установить с такими людьми теплый эмоциональный контакт удается с трудом. В душе "спортсмены" – чаще всего мизантропы, презирающие людей за их слабости. Они, как и все другие, нуждаются в эмоциональной поддержке, но никогда об этом не попросят, а, проявив сентиментальность, тут же пожалеют о своей слабости.

Рис. Идея: Сизиф катит камень в гору: Сегодня уже три тысячи раз! Иду на рекорд Гинесса!

Поощряя в детях целеустремленность, мы должны не забывать учить их соотносить свои цели с мотивами, мыслями и ожиданиями других людей. Не забывать, что цель не оправдывает средства, и всякий человек должен помнить, для кого он стремится к цели. Сегодня видно на опыте спортсменов, что самые высокие достижения в спорте все равно свершаются не ради призов и наград, а – "чтобы не подвести команду", "чтобы отстоять честь страны", "чтобы вызвать восторг у любимой девушки", "чтобы мама гордилась". Суть человека в его способности разделять эмоции, мысли, мотивы с другими. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок был по-настоящему счастлив, учите его сочувствовать, сопереживать другим. Настоящее счастье – счастье, разделенное с другим человеком. Настоящий успех – успех, пережитый с самыми важными, самыми близкими людьми, которые за вас болеют, любят вас и верят в вас безоговорочно.

"Жизнь как творчество" – это жизнь, посвященная творчеству. Это люди, которые склонны проводить время или в одиночестве, над рукописями, или в мастерской, делая эскизы, или ломая голову над формулами или проектами новых автомобилей. Они могут поражать нас беспомощностью. Они могут раздражать нас своей неприспособленностью к внешней, реальной жизни, несмотря на то, что человечество все лояльней относится к гениям. Словом, большинство из нас готово восхищаться гением издалека, но в реальной жизни предпочитали бы держаться от такого подальше. "Посмотри, какой странный мальчик. Я знаю случаи, когда вот также родители много занимались с детьми, не давали им быть просто детьми, а в результате они заболевали, сходили с ума!" Или наоборот: "Самое важное в жизни человека – это творчество. Только творческие люди живут подлинной жизнью. Вот вырастешь, станешь знаменитым, и тебя будут показывать по телевизору!" Или: "Написать хорошую книгу – вот, что может сделать нас знаменитыми и богатыми".

Рис. Идея. Мальчик играет на скрипке. Мама и сын в стороне. Мама говорит сыну: "Вот видишь, как могут наказать? Слушай маму, сынок…"

Если у вас одаренный ребенок, то вам неизбежно придется разбираться с этой темой "одаренность и жизнь", "одаренность и счастье", "одаренность, творчество и любовь". Пунктик российских родителей – способности их детей. К этой теме мы вернемся уже в следующей главе. "Жизнь как экзистенциальный конструктор" – это жизнь человека, способного к маневру. Такой человек не только держит свои мозги включенными, он постоянно решает проблему выбора тактик и их соотношения со своими стратегическими целями. Но больше всего меня восхищает способность этих людей комбинировать свои интересы с интересами других. Это люди команды. По крайней мере, они не идут к своим целям холодно и расчетливо, а оглядываются вокруг. Такой человек будет беспокоиться о развитии и продвижении своего окружения не меньше, чем о своем. Но вы с приятным удивлением обнаружите, что он – еще и прекрасный отец и муж, любит возиться на кухне, а по выходным гоняет в футбол с крепкими парнями, которые в подметки ему не годятся ни по уровню интеллекта, ни по социальному положению. Естественность и спонтанность, искренность и чувствительность никогда не позволят таким людям рубить с плеча и ставить свои принципы выше переживаний других людей. "Надо подумать. Надо спросить остальных. Надо придумать что-то нетипичное" – говорим мы свои детям, приглашая внимательно изучать эту жизнь.

Рис. Идея: Мальчишки играют в футбол, мама высовывается из окна: "Сын, иди обедать!" Сын: "Я проголодался. Мне нужно одиннадцать порций, мама!"

Каждый из нас в праве выработать свою собственную философию и отношение к жизни. Но свою философию трудно отрефлексировать, оценить и изменить. Не надо только удивляться, почему наши дети совершают ошибки...


 книгиаудиокнигидиафильмыжурналыписателихудожникижанрыдетские издательства 
Главная
Текст
Иллюстрации
Статьи
English
Контакты
Библиотека
Энциклопедия
Рецензии
Аудиокниги
Мультфильмы
Поиск
текст © Д.Белышев
иллюстрации © Д.Марасинова
webdesign © newart.ru
Карикатуры датского художника Херлуфа Бидструпа. Серия: Дети