Барвики

Райнер Пацлаф: Застывший взгляд

Рецензии на детские: книги | фильмы

Издательство Evidentis, 2003 г.

Райнер Пацлаф. Застывший взгляд

Книгу немецкого педагога и психолога, в которой обсуждается содержание телевизионных программ и их негативное воздействие на психику ребенка, важно прочитать каждому родителю. Хотя издана она несколько лет назад, но актуальности своей не потеряла и сегодня. Известно, что дети разного возраста проводят у телевизора полтора-два часа в день. Правда, после шести лет большинство садится за компьютер, и времени на телевизор у них становится меньше. Но малыши с удовольствием смотрят все подряд вместе с мамами, нянями и бабушками. Хорошо ли это? Многие взрослые даже не задумываются. Зато очень удобно – ребенок спокоен, увлечен, не требует особого внимания и контроля.

Однако автор убедительно доказывает, что детям вредно сидеть у телевизора часами (максимальное время – 15–20 минут). Он приводит исследования ученых, показывающих отрицательное воздействие телевидения на развитие восприятия, внимания, мышления, речи.

Существует мнение, что телевидение развивает ребенка. Но процесс восприятия информации, с одной стороны, пассивен – ребенок мало осознает все то, что происходит на экране. С другой стороны, спецэффекты приковывают его, держа в постоянном напряжении и создавая эффект «допинга». Интересно, что человек, а тем более ребенок, очень быстро забывает, о чем велась речь, когда смотрит телевизор. Но эмоциональные переживания сохраняются, а значит, «допинг» становится необходимым. Не потому ли многие дети требуют включить телевизор даже в том возрасте, когда они ничего не понимают, глядя на экран?

Еще одна опасность поглощения телевизором – «мнимая реальность экрана». Малыши познают мир всеми органами чувств – нужно все попробовать, пощупать, понюхать, разобрать. Телевизор разрывает мир видимый и мир ощущаемый, тормозя формирование наглядно-образного и наглядно-действенного мышления. «Бессмысленная информация, – пишет Р. Пацлаф, – лишь бомбардирует глаза». Замечали ли вы, что ребенок, много смотрящий телевизор, плохо говорит? Это тоже вполне объяснимо – для развития речи ребенку необходимо активно разговаривать самому, а не пассивно слушать. Телевизор лишает его этой возможности. «Телевизор блокирует и спонтанные творческие игры, и естественное движение, не давая детям стимулировать необходимых для формирования двигательных навыков и органов чувств», – предупреждает автор.

И, наконец, сидение у телевизора провоцирует неподвижность. Только движение способствует развитию ребенка, и чем меньше он двигается, тем явственней нарушения в развитии. Нельзя не заметить, что на данном этапе развития дети очень чувствительны к впечатлениям и восприимчивы, так что любое влияние (и положительное, и отрицательное) очень велико, и оно не проходит бесследно.

Марьяна Безруких
психофизиолог, директор Института возрастной физиологии РАО
mosparents.ru

Скачать эту книгу в формате Word (в zip-архиве)


 книгиаудиокнигидиафильмыжурналыписателихудожникижанрыдетские издательства 
Главная
Текст
Иллюстрации
Статьи
English
Контакты
Библиотека
Энциклопедия
Рецензии
Аудиокниги
Мультфильмы
Поиск
текст © Д.Белышев
иллюстрации © Д.Марасинова
webdesign © newart.ru
Карикатуры датского художника Херлуфа Бидструпа. Серия: Дети